Сайт Екатерины Аверьяновой

 

ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ




Яблоков И. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел первый
"ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ"

Глава II
ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ

Система детерминант При объяснении религии важно ответить на
вопрос, под влиянием каких факторов она
возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де-
терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в
этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные
религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные
связи являются главным генетическим фактором. Существенны и

исторические связи: религия - не только следствие причин, действо-
вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и
результат развития общества в целом, его различных сфер, результат
саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются
и структурные связи - строения, внутренней организации общества,
его подсистем, сфер, самой религии, "склонные" к устойчивости, пос-
тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают
функциональные отношения. В обществах определенных типов рад
функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций
способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком-
плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос-
тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения,
существования, функционирования, связей вероятности, случайности.
Наряду с различными видами связей можно выделить социумные,
социокультурные, антропологические, психологические, гносео-
логические детерминанты, их обычно метафорически называют "кор-
нями религии". Они представляют собой комплекс факторов,
создающих необходимость и возможность появления и существования
религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це-
лого, находятся "на стороне" отношений вне сознания. Определя-
ющими в конечном счете являются материальные отношения--это
"перводетерминанты", но их влияние опосредовано. На религию ока-
зывают "вторичное воздействие" различные области духовной сферы
- политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно-
ву религии составляет совокупность общественных отношений, про-
дуцирующих объективное бессилие людей перед внешними
обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные,
антропологические, психологические, гносеологические детерминанты.
В области культуры это такие явления, как деформация системы цен-
ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону
сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас-
пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение
нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног-
рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че-
ловека как индивида и как "совокупного человека", в которых
обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования -
болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод-
ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге-
ноцид, угроза перерождения "Homo Sapiens" и исчезновения
человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют
в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических
процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость
бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву -
в познавательной деятельности человека.

§ 1. Социумные основы

Объективность Социумные основы образует совокупность ма-
социумных факторов териальных (экономических, техно-
логических) и производных от них отношений
в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав-
ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют
над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу
и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих
отношений являются: стихийность природных и общественных процес-
сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и
экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус-
ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел-
лектуального и физического труда, привязанность работника к тому
или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию,
гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает
лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития
индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-
авторитарные отношения, политический гнет государства; меж-
этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация
колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и
экокризисных процессов.
Отношения, в основе которых лежит материальное производство,
развертываются в двух аспектах - отношения людей к природе и друг
к другу.
Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще-
в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развития
и природы производительных сил: от степени вооружен-
ности средствами производства, прежде всего
орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а
также от уровня развития людей - участников общественного
производства.
Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей
мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем
властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на-
блюдается рост производительных сил, особенно средств производства,
возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому
расширяются возможности управления природными процессами,
снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ-
ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со-
вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия
научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак-
терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены
к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-

40

ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и
которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове-
чества и отдельного человека; с другой - сам научно-технический
прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен-
ности и риска.
И " наши дни уровень развития науки и техники не защищает
повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес-
сов, не исключает стихийных бедствий - смерчей, тайфунов, земле-
трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные
технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст-
рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер-
ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность,
производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии,
связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими
силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.
Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые
века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на-
ползает опасность СПИДа.
Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко-
логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию
производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной
ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной
жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой
- всякое производство имеет "отходы", побочные последствия, загряз-
няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы
и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни
на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире
пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам
пространственной организации природы и человеческого общества
приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот
факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.
Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сфере
шений людей не только отношения людей к природе, но
друг с другом и их отношений друг к другу. Противо-
речивость общественного прогресса в этом ас-
пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с
эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на
классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью
государства и противостоянием государств, что вызывает социальные,
политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо-
вые, межличностные и прочие конфликты.
Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла-
дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз-
можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались

41

ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов-
местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали не
как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их
стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ-
ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их
ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.
Основой религии в первобытном обществе была низкая степень
развития производительных сил и соответственная ограниченность
отношений людей рамками материального производства, а значит,
ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте-
ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла-
дении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие
подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра-
бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое
принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред-
ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме
личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального
производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепо-
стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для
социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо-
ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и
подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен,
но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита-
ла, который вносит свои "правила игры" в социальную, политическую
и другие области. В "смешанных" обществах переплетаются родопле-
менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко-
номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные
структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы
сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ-
ления и власти.
По мере все большего разделения труда работник формируется как
частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к
полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю-
дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности,
растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и
физический духовное производство и потребление в оптимальных фор-
мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда
большинства людей. Развиваются противоположность города и де-
ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель-
ности.
На всех этапах истории спутником человечества были войны. По
некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации
произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че-
ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись
на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 - 55 млн., число

42

раненых - 34 - 35 млн., 20 - 25 млн. человек стали инвалидами. В
период после 1945 г., который неверно называется "послевоенным",
развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо-
калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.
В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле-
ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около
50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более
серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин.
Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог-
рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог-
рафический взрыв (на Востоке и Юге).

§ 2. Психологические факторы

Психологические факторы религии - это состояния, процессы, ме-
ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко-
торые создают возможность, благоприятную психологическую почву
для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе
социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-
психологические и индивидуально-психологические детерминанты.
Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой
психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как
в психологии индивидов.
Общественно- Общественно - психологические предпосылки
психологические факторы религии составляют феномены психологии
общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния
общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения,
общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания,
психического заражения, традиции, обычаи и пр.
Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо-
гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем,
тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической
памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении
общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях
и т.д.
Общение является персонифицированной формой общественных
отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях
отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация
общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ-
ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность
к религиозному общению.
Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще-
ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в

43

общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под-
ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в
традициях и обычаях.
Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо-
логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ-
ляются коллективные представления и переживания, несвойственные
индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие
вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов),
фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря-
женности, производит возбуждение жизненной энергии.
Общественно-психологические феномены - коллективные пред-
ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности,
традиции - императивны по отношению к индивидууму и
принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак-
торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей-
ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с
эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом
специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-
психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-
человеческое, как то, что дается индивиду "свыше", что выводит его
за пределы обычной, повседневной жизни.
Индивидуально- Индивидуально-психологические факторы
психологические действуют в психологии индивида. Это
предпосылки переживание всесторонней зависимости от
других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от
неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти,
духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности,
ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой
он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию
воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.
Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю
зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред-
меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не
добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе
окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку
он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива-
ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора-
жениях.
Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув-
ство страха перед разрушительными силами природы и общества. "Страх
создал богов", - говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 - ок. 96).
Страх является естественной реакцией на реальную опасность,
сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении

44

с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос-
тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб-
ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и
восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление,
рассеивает внимание.
Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях
непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс,
включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего,
надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность
действительного освобождения приводит к поискам освобождения
духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену
апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.
Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает
страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению,
желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь
умирания - процесса, который причиняет много физической боли и
духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких,
друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида.
Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но
индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха.
смерти может принять веру в бессмертие души.
В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой,
тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование
человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит
незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей
личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в
готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти
ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но
бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей
воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения
складываются под влиянием общества. Будучи сформированными,
эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и
могут действовать не только при отсутствии непосредственного
общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и
сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.
Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях,
ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его
результат выступает как нечно заданное, готовое.

§3. Гносеологические предпосылки

Неограниченность Гносеологические детерминанты представля-
и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель-
ности, которые делают возможным возникновение религиозных
представлений, понятий, идей, мифов.

45

Познавательные возможности превращаются в действительность при
наличии социумных факторов под воздействием психологических.
Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию,
от менее полного знания к более полному, движения через относитель-
ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако
на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности
и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует "тай-
ное"). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть
абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на
определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс
познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной
информации, но в исторически развивающемся познании истинные
знания соединены с заблуждениями.
Существует противоречие между характером человеческого поз-
нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог-
раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный
момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но
существует только как индивидуальное познание миллиардов людей.
Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только
через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По-
этому знание всегда несет на себе печать ограниченности.
Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде-
ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познания
и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст-
венного познания - ощущения, восприятия, представления, так и на
уровне абстрактного мышления - понятия, суждения, умозаключения.
Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос-
на чувственной ступени редственную связь сознания с внешним
миром, контактность с вещью. В этой непос-
редственной связи, контактности - сила данных форм познания, но
в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и
восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со-
зерцание "не слышит", "не осязает" иных свойств и вещей, кроме тех,
которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва-
тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное,
в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество-
вание и последовательность вещей и событий, но не может перейти
от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес-
конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого)
от propter hoc (по причине этого).
Особенностью субъективного чувственного образа является его
предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит
объект там, где он реально существует, - во внешнем мире, в
объективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не

46

соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на-
ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены.
Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ-
ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы,
иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя-
зано переживание "чувства реальности", "присутствия предмета".
Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших в
религиозную картину мира, являются "Движение Солнца вокруг
Земли", "Плоская Земля", "Куполообразный свод неба" и др.
Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и
явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред-
ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос-
редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред-
метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова,
обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и
абстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность к
внешнему миру.
Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во-
ображения. Воображение - это преобразующее отражение
действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу-
аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во-
ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной
форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его
основе воображение репродуцирует элементы будущего образа пред-
мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про-
дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть
построены представления о таких связях, существах, превращениях,
ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу
отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция
полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений,
ситуаций.
Предпосылки Мышление познает действительность глубже,
на рациональной ступени чем ощущение, восприятие, представление.
Становление, развитие и функционирование
мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель-
ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения
имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле-
ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления
к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу-
чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен-
ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром,
имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль-
шей мере оторваться от действительности.

47

На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань
чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкого
отличения человека от природы. Объем знаний об окружающем мире
чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка-
честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемы
духовного освоения мира, как оборотничество ("все превращается во
все"), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-
родовых отношениях на природу), партиципация ("часть вместо це-
лого"), идентификация предмета с его изображением или именем и
др.
По мере развития практики, общественных отношений, разделения
труда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма-
териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо-
собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.
Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя
из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду-
альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки
религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы.
Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных
рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз-
нания.
Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения,
образования понятий. Диалектическое мышление отражает
объективную диалектику адекватно. Метафизический способ
понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ-
ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает
того предела, за которым становится односторонним, ограниченным.
Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред-
метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще-
ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают
в себе и известный отход от действительности, производят разрыв
объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении
предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон-
кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления,
расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений.
Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет
от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как
единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как
процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш-
ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает
действительность.
Обобщающая способность мышления позволяет образовывать
понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-

48

ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих
и существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получает
возможность движения в рамках логического процесса, вне непосред-
ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы-
делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно
осуществляет синтез единичного, особенного и общего. Если же общее
субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особен-
ного, если игнорируется диалектика формирования и движения
понятий, то может возникнуть видимость предсуществования общего
до единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и,
следовательно, не может быть сведено к данному единичному,
возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего.
Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому
сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслитель-
ное содержание в чувственной сфере. Понятия, абстракции рассудка
тесно связаны с представлением, а потому незаметно происходит пола-
гание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее
может быть преобразовано в фантастическое существо, существующее
наряду с единичным и отдельно от него. Происходит процесс гипос-
тазирования (греч. hypostasis - сущность, субстанция) -превра-
щение отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные
существа и наделение их объективным существованием.

 



Создан 11 мая 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 

До моего Дня рождения осталось 6 месяцев, 28 дней